Иж Планета 3 – сельский трудяга

Всеми известный в нашей стране Иж Планета 3 считается мотоциклом среднего класса, отлично ездит и по дорогам и по бездорожью. Эта модель довольно старая, выпускалась заводом ИЖ с 1971 до 1977 года.

Real Biker

Иж планета 3 - фото Иж Планета 3 был разработан с учётом опыта производства П2. Устранив ряд конструктивных недостатков, ижевские инженеры предложили людям практичную модель, о востребованности и популярности которой красноречиво говорят цифры — более 1 млн произведённых экземпляров

Дизайн

Глядя на Фото Иж п3, его легко спутать с другими представителями советского мотопрома. Внешне он мало от них отличается — это просто утилитарный байк среднего класса. Фотографий в сети хватает, так что судите сами.

Технические характеристики

Иж Планета 3 с коляской - фото Мотоцикл Иж Планета 3 — типичный продукт своего времени, недорогой, массовый и доступный. Относительно невысокая надёжность компенсировалась дешевизной, и многие мототуристы покоряли на этом байке необъятные просторы Советского Союза.

Двигатель

Одноцилиндровый мотор объёмом 347 куб см способен разогнать байк без коляски до 110 километров в час. С боковым прицепом максимальная скорость ограничена 80 км/ч. Бензонасоса нет, так что двигатель поступает в камеры сгорания самотёком.

Трансмиссия

В Иж Планету 3 советские конструкторы внедрили 4-ступенчатую КПП, ранее применявшуюся на предыдущих моделях линейки, но в доработанном виде. Схема стандартная — 1-N-2-3-4.

Ходовая часть и тормоза

В предельно простую трубчатую стальную раму установлен мотор и сблокированная с ней трансмиссия. Колёса спицованные, камерные. Подвески без регулировок — вилка-телескоп спереди и пружинно-масляные амортизаторы сзади. Тормоза архаичные, барабанной конструкции. С технической точки зрения всё очень просто, а потому ремонтопригодно.

Электроника

Приборная панель Иж Планета 3 Бортовая система рассчитана на 6 вольт, переход на 12В был осуществлён позднее, в модели Иж п4. Электроники в байке минимум — коммутатор, генератор, аккумулятор (ёмкость до 18 а/ч), кикстартер. Электростартер не предусмотрен конструкцией. Более того, именно Иж п3 стал одним из первых советских мотоциклов, оснащённых поворотниками.

Вес и габариты

По советской классификации Иж п3 относился к средним мотоциклам. Масса без бокового прицепа — около 165 кг, с коляской это параметр существенно возрастает. Такие массогабаритные характеристики свойственны всей мототехнике производства СССР той эпохи.

Управляемость

Простейшая трубчатая рама и примитивные подвески не способствуют хорошей управляемости. А на байке с коляской про резкие маневры вообще лучше забыть, чтобы не перевернуться в повороте.

Расход топлива

Заявленная цифра — не более 5 литров при езде по шоссе на любой скорости. На практике он колеблется от 4 до 6 литров, и зачастую зависит от технического состояния конкретного экземпляра. Но бака на 18 литров в любом случае хватает.

Цена мотоцикла

Планета 3 красная Какой-то средней цены у мотоцикла Иж Планета 3 нет. Байк без документов, доведённый нерадивым владельцем до плачевного состояния и забытый на десять лет в гараже, можно купить тысяч за 10-15 рублей, а коллекционный экземпляр обойдётся в сумму в десять раз большую.

Ремонт и тюнинг

Ремонтировать мотоцикл несложно, а вот перед тем, как удариться в тюнинг, стоит крепко задуматься. Возможно, стоит восстановить старенький байк вместо того, чтобы заниматься попытками довести его до современных стандартов?

Ремонт

Мототехника Иж всегда славилась ремонтопригодность. Модель п3 не является исключением из правила — починить в ней можно всё, и никаких специальных инструментов для этого не требуется.

Запчасти

Иж 3 фото Спустя тридцать пять лет после снятия модели с производства проблем с запчастями по-прежнему нет. Многие детали подходят от других мотоциклов Иж, и самих п3 успели выпустить более миллиона экземпляров, так что доноров хватает.

Тюнинг

Многие владельцы сводят тюнинг Иж п3 к замене некоторых узлов на более современные и надёжные. Донором нередко выступает Иж п5, благодаря совместимости деталей и их доступности в продаже. Штатный карбюратор, требующий частых регулировок, тоже иногда меняется на какой-нибудь недорогой современный аналог.

Модификации мотоцикла

  • Иж Планета 3 (1971-1977). Самая первая версия.
  • Иж Планета 3-01 (1977-1981). Отличается другими задними амортизаторами (появилась возможность регулировки преднатяжения). Доработан мотор (на 2 л.с. выросла мощность), установлен новый карбюратор К62И. В числе других изменений можно упомянуть новые глушители и заднюю фару.
  • Иж Планета 3-02 (1981-1985). Были обновлён бензобак, грязевые щитки, сиденье и рулевые органы управления. Всё это позаимствовали у Планеты-4, которая тогда уже выпускалась параллельно.

Плюсы и минусы

Мотоцикл Планета 3 Оценивать Иж п3 по современным меркам несправедливо. Его разработка велась почти полвека назад, и байк полностью соответствовал своему времени.

Преимущества

  • Легкосъёмные колёса со спицами тангентного типа. В случае необходимости их легко демонтировать и поставить обратно.
  • Вместительный 18-литровый бензобак. Запас хода без дозаправок при спокойной езде по шоссе достигает 350 км/ч.
  • Ремонтопригодность. В этом мотоцикле нет ничего, чего нельзя было бы починить.
  • Возможность установить коляску

Недостатки

  • 2-тактный двигатель. Его ресурс невелик, а в бензобак на каждой заправке нужно заливать масло.
  • Механические барабанные тормоза. Они неэффективны даже с учётом вялой разгонной динамики.
  • Преклонный возраст всех экземпляров. Найти Иж Планету 3 в "живом" состоянии с каждым годом всё сложнее.

Отзывы владельцев

В детстве гонял на п3 по деревне, хотя тогда думал, что это п4, узнал только потом уже. Документов не было)) Первый мот в жизни был, ехал хорошо, Восходы с Минсками угнаться не могли. Дмитрий, Железногорск.

Из-за ностальгических воспоминаний в 2016 году купил третью Планету под восстановление, за 20к, с документами. За несколько лет неспешных работ сделал всё, отпескоструил раму, всё перекрасил, выкинул весь колхоз и всё поменял на оригинал. Сейчас из новья только карбюратор, стоит японский вместо родного, но в планах тоже поменять. У меня это байк выходного дня, прокатиться тёплым вечером и вспомнить молодость. Григорий, Люберцы.

Мот живучий, ядерную войну переживет в случае необходимости. Ремонтируется напильником и молотком, много запчастей подходят от ю3, ю5 и п5. Если нужна вечная техника, которая всегда будет ездить, и нет боязни запачкать руки - вариант отличный. Анатолий, Курск.

Похожие модели

Иж П3

  • Иж Юпитер 3. Представитель соседнего модельного ряда, несколько более тяжёлый и оснащённый 2-цилиндровым двигателем.
  • Иж Планета 5. Следующее поколение, имеющее много общего с П3.
  • Восход 3М. Выпускался в разных версиях, по характеристикам несколько уступал байку из Ижевска.

Часто задаваемые вопросы

  • Сколько примерно было выпущено штук П3? Известно даже точное количество — 1.095.439 экземпляров всех модификаций, вместе взятых.
  • В него можно заливать любой бензин? Да, любой, хоть АИ-76, если найдёте. Но не забывайте мешать его с маслом в пропорции 25 к 1.
  • Стоит ли заморачиваться с восстановлением? У меня один такой в гараже стоит. Зависит от ваших целей и возможностей. Довести байк до ума можно, но некоторые оригинальные запчасти влетят в копеечку.

Видео тест драйв мотоцикла

Вывод

Мотоцикл Иж Планета 3 представляет интерес только для коллекционеров. В силу устаревшей конструкции и солидного возраста всех экземпляров использовать эту модель в качестве повседневного транспорта можно, но это будет сопряжено с рядом неудобств. А вот довести байк до коллекционного состояния и кататься на нём в выходные — отличная идея.


Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя: 18 л.с. при 5 000-5 600 об/мин Л.с.
Рабочий объем: 346 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч: 110 км/ч
Система охлаждения: Воздушное
Трансмиссия (коробка передач): Механическая 4-ступенчатая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод: Цепь
Рама: Трубчатая, сварная
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Колесная база: 1400 мм
Вес: 168 кг
Емкость топливного бака: 18 л.
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства: