Полноприводные мотоциклы – серийные и штучные модели

Полноприводные мотоциклы остаются уделом энтузиастов. Они предназначены на для повседневной езды, а для выполнения узкоспециализированных задач, с которыми они справляются отлично.

Real Biker

Много ли полноприводных мотоциклов вы можете назвать навскидку? Подобная техника остаётся очень узкоспециализированной, так как среди основной массы байкеров она не востребована. Конечно, в разных странах в прошлом велись военные разработки, но и от них повсеместно было решено отказаться. Для армейских нужд требуется не столько проходимость, сколько простота ремонта в полевых условиях, а любой мотоцикл с полным приводом априори является очень сложной в техническом плане штукой. Реализовать рабочий передний привод можно, но есть ли в этом смысл? Подобный подход неизбежно сказывается на массе байка и его маневренности негативным образом, так что среди любителей покатушек по бездорожью по-прежнему популярны обычные эндуро и кроссовые байки с цепным приводом на заднее колесо.

Однако, это всё может измениться. В прошлом полноприводные автомобили тоже считались ненужными, причём по тем же самым причинам, и их популярность начала стремительно расти только после Второй Мировой войны, когда жители сельской местности по достоинству оценили доставшиеся им по окончании военных действий армейские внедорожники. Возможно, когда-нибудь 2WD мототехника также станет востребованной.

Советская и российская техника

полноприводный мотоцикл урал - фото

Несмотря на упорные слухи о существовании серийного Урала с приводом на переднее колесо, такой техники на Ирбитском заводе никогда не выпускалось, хотя были попытки отдельных энтузиастов построить соответствующие кастомы своими силами. Зато в прошлом производились (и производятся сейчас) различные модификации российских оппозитов с приводом на колесо коляски. Это не совсем соответствует принципу 2х2, так как колёс всё-таки три, но проходимость у этих байков впечатляющая. За счет скромной по сравнению с автомобилем массы они легко проедут там, где застрянет подготовленный "Уаз", и единственным их недостатком по сравнению с обычными двухколёсными мотоциклами являются более солидные габариты. Вряд ли когда-либо будет выпущен Урал с полным приводом, но и моделей с приводом на колесо коляски хватает даже для самых суровых условий.

Серийные полноприводные мотоциклы

полноприводный мотоцикл Rokon

Единственной компанией, выпускающей подобную продукцию, является Rokon, причём фирма разрабатывает всё новые и новые модели ещё с 60-х годов прошлого века. При желании их можно даже купить, хотя смысл подобного мероприятия остаётся сомнительным – техника это очень специфическая, а запчасти к ней найти крайне трудно. Правда, большинство моделей Rokon начисто лишено передней подвески, несмотря на то, что они позиционируются в качестве мотоциклов для бездорожья. Конструкторы решили, что массивных шин низкого давления будет достаточно для амортизации, и попытки совместить переднюю подвеску на переднеприводном мотоцикле они начали сравнительно недавно.

Концепты и проекты

Попытки спроектировать серийный полноприводный мотоцикл предпринимались многократно. Начались они десятки лет назад, и компания Suzuki даже показала публике несколько концептов. Так, 2WD эндуро Suzuki XF5 имел полноценную подвеску в сочетании с передним приводом, реализованным посредством цепного привода и вала, расположенного на пере вилки. Вся эта конструкция утяжеляла байк всего на 8 кг, но модель из-за своей экзотичности всё равно не была запущена в серию. XF5 был продемонстрирован публике в 1991 году, и вторая волна интереса началась в новом столетии, на фоне роста интереса к электромобилям и электромотоциклам.

Так, компания BMW даже создала концепт-версию своего знаменитого R1200GS с гибридным двигателем, причём крутящий момент на переднем колесе обеспечивался именно электромотором. Основной проблемой в данном случае стал контроль мощности на заднем колесе и на переднем, так как момент на них передаётся двумя разными двигателями. А австрийцы из KTM пошли ещё дальше, и в 2004 году показали прототип байка с гидравлическим мотором, смонтированном на ступице переднего колеса. Такой подход помог избавиться от излишне громоздкого переднего привода и в целом облегчить конструкцию.

Кастом своими руками

полноприводный мотоцикл Архар

Установить полноценный полный привод на мотоцикл своими руками крайне сложно. Подобные кастомы существуют, и их довольно много, но почти все они способны разве что проехать десяток метров по прямой на каком-нибудь шоу, а для реальной эксплуатации они непригодны. Попадаются, впрочем, и исключения, вроде известного кастома "Архар" от московской студии "Vilar-Pro. На фото байк выглядит неказисто, но он действительно способен проехать практически по любому бездорожью. Более того, он произведён уже далеко не в единичном экземпляре, так как байкеры по достоинству оценили мотоцикл, и заказы на очередную копию стали поступать создателям кастома регулярно. Если следующую его версию удастся оснастить ещё и подвесками, которые сейчас отсутствуют, будет вообще замечательно.

Достоинства и недостатки полноприводных мотоциклов

полноприводный урал - фото

Плюсы

  • Впечатляющие внедорожные способности
  • Байк выделяется на фоне другой мототехники, чем тешит самолюбие владельца

мотоцикл урал с полным приводом - фото

Минусы

  • Сложная конструкция, которую трудно ремонтировать
  • Подвески, которых на мотоцикле такого типа может вообще не быть, хотя на бездорожье они очень нужны
  • Трудности с ремонтом из-за фактического отсутствия запчастей

Но всё может перемениться, когда какая-нибудь крупная компания наладит выпуск полноприводных мотоциклов. Надо только подождать. Возможно, кто-нибудь даже сообразит, как реализовать подключаемый привод на переднее колесо, а не только постоянный.

Комментарии