Советские мотоциклы

В современном мире советские мотоциклы занимают промежуточное положение между раритетом и пылящимся в гараже хламом, причём второе от первого зачастую отделяет только реставрация. Те экземпляры, которым повезло попасть в заботливые руки, бережно восстанавливаются до достойного состояния, а вот все остальные продолжают мирно догнивать где-нибудь в сарае. Наименее везучие советские мотоциклы попадают в руки начинающих кастомайзеров и превращаются в "деревенские кастомы" разной степени ужасности. Ниже мы рассмотрим основных мотопроизводителей СССР, не в хронологическом порядке, а просто упомянув наиболее знаковые модели. Многие советские байки живы до сих пор, спустя десятки лет после выпуска, потому что в СССР мотоциклы проектировались инженерами, а не маркетологами, и неважно, что именно это было – легкие мопеды или самые мощные представители советского мотопрома. Первый советский мотоцикл, "Союз", собранный в 1924 году, заложил основы для будущего развития отрасли и стал ориентиром для нескольких следующих поколений конструкторов.

Иж

Многие советские кроссовые мотоциклы выпускались именно на Ижевском заводе, причём они неоднократно занимали призовые места на различных соревнованиях. Хотя широкой публике эта марка знакома благодаря линейкам "Планета" и "Юпитер", так как за десятки лет было произведено несколько миллионов экземпляров, и далеко не все из них уже превратились в груду ржавчины. И именно на Ижевском заводе был выпущен первый мотоцикл в стиле чоппер – модель "Юнкер". Это произошло уже после распада Союза, но тем не менее.

Минск

Некоторые модели мотоциклов СССР выпускались на ММВЗ, заводе, расположенном в Минске, столице современной Республике Беларусь. "Мински" были дешевле продукции завода имени Дегтярева, и тоже были весьма популярны. Мототуристы катались на них по всему Союзу, и эта техника была очень хорошая для своего времени. Правда, позднее завод всё-таки прекратил выпуск собственных байков, полностью перейдя на сборку новых моделей из китайских комплектующих, которые сейчас продаются по всей России. Но в памяти байкеров старой закалки всё равно часто всплывает именно старый 125-кубовый "Минск", если задать им вопрос про самый лучший советский мотоцикл.

ЗиД

Расположенный в Коврове завод имени Дегтярева десятилетиями выпускал мототехнику. Сперва это были "Ковровцы", затем их сменили "Восходы", которые получили дальнейшее развитие в виде мотоциклов "Сова" и "Курьер". Производились также и 50-кубовые аппараты "Пилот" и "Актив", отличавшихся от мини мопедов вроде "Карпаты" самым выгодным образом. Но позднее ковровский завод постигла та же участь, что и минский – он начал заниматься сборкой китайских мотоциклов, активно сотрудничая с компанией Lifan. А вышеупомянутый "Пилот" за годы выпуска получил практически культовый статус, на голову превосходя все мопеды советских времён. Он был намного технологичнее, да и внешне выглядел куда интереснее, что отлично видно по фото. Производилась на заводе и специальная техника для советских спортсменов, и на звание самого быстрого мотоцикла той эпохи вполне могут претендовать некоторые модели, выпущенные на заводе ЗиД. Технические характеристики её были на высоте, но подробное описание мы здесь приводить, пожалуй, не будем.

Оппозиты

Довоенные разработки советских конструкторов были пересмотрены после тщательного изучения трофейных немецких мотоциклов, на основе которых и были созданы первые тяжелые мотоциклы Советского Союза. Самый первый образец и вовсе был точной копией BMW R71, хотя в дальнейшем началась модернизация модели, которая увела её в сторону от изначальной концепции. Название "Урал" байк получил не сразу, долгое время обходясь просто аббревиатурой и номером. Десятилетиями оппозиты выпускались только в комплектации с коляской, хотя в 90 х годах производились и модели-одиночки. Уралы смело можно назвать байками с невероятно долгой историей, и они выпускаются даже сейчас. Надежные, стильные и живучие, они пользуются неплохим спросом в США. Впрочем, старые мотоциклы СССР с современными Уралами имеют не так уж и много общего. В современном мире мотоциклы с коляской практически не производятся, так что российская мототехника тут остаётся практически единственным исключением.

Мопеды и мотороллеры

Список был бы неполным без советских мопедов, таких как "Карпаты" и "Рига". Первые их модификации оснащались вполне себе велосипедными педалями, и представляли собой самый бюджетный вид транспорта, пользовавшийся огромной популярностью в сельской местности. А на Тульском заводе выпускались мотороллеры "Тула", "Турист", "Тулица" и грузовой "Муравей" с багажной платформой и широкими автомобильными колёсами сзади. Последний вообще пользуется спросом даже сейчас, несмотря на то, что он снят с производства давным-давно. Мопеды в СССР стали так популярны в основном благодаря низкой цене и отсутствию необходимости получать для управления ими водительские права. Именно они обычно становились первой мототехникой в руках будущих байкеров, прививая им любовь к двум колесам. Мопед Карпаты был мечтой для многих из них, тем более что садиться на мопеды с 14 лет можно было уже совершенно законно.

Импортная техника

Чешские мотоциклы в Советском Союзе считались топ техникой, доступной лишь редким везунчикам. В то время как обычные Ижи с Восходами купить было всё-таки можно, пусть они и стоили немало, Явы и CZ достать было невероятно трудно. Желающих обладать ими не останавливали даже проблемы с запчастями, заказывать которые приходилось через особые магазины, так как все импортные детали поставлялись из социалистической на тот момент Чехословакии. Сейчас эти марки уже де-факто не существуют, хотя в некоторых странах продаются китайские мотоциклы под брендом Jawa. Это уже совсем не то – лучшие мотоциклы той эпохи ушли вместе с СССР. Сейчас старинные Явы пользуются спросом в основном у энтузиастов, которые с удовольствием включили бы их в свою коллекцию ретро-техники. Старые мотоциклы СССР в хорошем техническом состоянии сейчас найти непросто, но оно того стоит, если вы неравнодушны к подобным байкам.

Достоинства и недостатки советской мототехники

Плюсы

  • Низкая цена;
  • Стопроцентная ремонтопригодность;
  • Раритетные мотоциклы в хорошем состоянии со временем не дешевеют, а дорожают.

Минусы

  • Морально устаревшая конструкция;
  • Трудности с поиском некоторых запчастей;
  • Посредственные технические характеристики.