Иж Планета Спорт — легенда СССР

В советские времена многие мечтали о мотоциклах Jawa и CZ, но опытные байкеры знали, что и в родной стране делают мототехнику ничуть не хуже. Иж Планета Спорт 350 успешно продавался в разных странах и пользовался стабильным спросом.

Real Biker

Многие советские мотоциклы отличались устаревшей конструкцией, но только не Иж Планета Спорт. Современный и технологичный по меркам тех лет, он выпускался добрых полвека назад, и его высоко ценили не только в Советском Союзе, но и в других странах, куда эта модель экспортировалась. Даже после прекращения производства за Иж Спорт гонялись мотоциклисты, прекрасно знавшие, что этот байк на голову превосходит большинство своих современников. И это несмотря на то, что стоил он около тысячи рублей – огромная сумма по тем временам, учитывая, что какой-нибудь инженер получал около 100-120 рублей в месяц.

Дизайн

Желтый мотоцикл иж планета спорт

Разработанный в 1974 году байк отличался оригинальным внешним видом, и очень напоминал японские мотоциклы той эпохи. Одноуровневое сиденье, массивная фара с интегрированным в неё спидометром, вытянутый бензобак с пластиковыми накладками, чтобы защитить ЛКП от контакта с коленями, внушительный хромированный выхлоп – классика! Но в случае с Иж Планета Спорт технические характеристики всё равно были основной причиной популярности модели. Стильный дизайн – это хорошо, но дизайн не увезёт вас через необъятные просторы СССР без каких-либо проблем.

Технические характеристики

Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от "Паннонии", итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.

Двигатель

На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.

двигатель иж пс 350

Трансмиссия

Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.

Ходовая часть и тормоза

Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.

Электроника

Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии "Nikko", замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.

Вес и габариты

Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.

Желтый иж планета спорт 500

Управляемость

Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.

Расход топлива

Хотя заявленный расход топлива не превышает 3,5 литров при скорости в 50 км/ч, при контрольных замерах в обычном режиме он составляет около 6 литров. При езде по бездорожью он может быть ещё выше, но 14-литрового бензобака хватает даже для дальних поездок. Двигатель Иж Планета Спорт предпочитает бензин с октановым числом не ниже 93, но на деле можно смело заливать АИ-92, купленный на проверенной АЗС.

Цена мотоцикла

Полвека назад Планета Спорт стоила сравнимо с годовой зарплатой среднестатистического советского гражданина, а Иж ПС Кросс – и того больше. Сейчас на вторичном рынке цены на эту модель начинаются от 30-40 тысяч рублей, но за экземпляр в хорошем состоянии часто просят от 100 тысяч и более. Байк высоко ценится у коллекционеров, и ввиду своей редкости стоит недёшево, особенно если его состояние близко к оригинальному.

Ремонт и тюнинг

иж планета спорт фото

Благодаря простой конструкции все сервисные операции с Планетой Спорт можно проделать самостоятельно. Но некоторые оригинальные узлы найти сейчас практически невозможно, а те редкие экземпляры, что можно купить с рук, часто стоят очень дорого. Но это единственный вариант – кто будет приобретать раритетный мотоцикл и ставить на него китайские запчасти?

Ремонт

Ремонтировать Планету Спорт несложно. Если вы уже видели хотя бы один советский байк, значит, вы видели их все. Несмотря на некоторые отличия от собратьев по модельному ряду, разобраться в конструкции не составит труда. У мотоцикла Иж Планета Спорт технические и другие характеристики соответствуют духу своего времени, и ничего сверхсложного в нём нет.

Запчасти

Запчасти на Планету Спорт достать трудно. Завод ИжМаш прекратил их производство десятки лет назад, а некоторые комплектующие импортировались из других стран, поэтому сейчас есть смысл искать их на сайтах вроде "Авито" или на форумах владельцев мотоциклов марки Иж. Но готовьтесь раскошеливаться – редкие оригинальные узлы обычно стоят дорого, и их всё равно ещё придётся поискать. В некоторых случаях возможна замена на неоригинал, но редко. В Планете Спорт почти всё было разработано с нуля в СССР, поэтому аналогов просто нет и не было, хотя некоторые запчасти подходят с японской мототехники той эпохи.

Тюнинг

Тюнинг иж пс 350

В советские времена было относительно популярно увеличение рабочего объёма цилиндра двигателя посредством его расточки, причём донором поршневой группы обычно выступал чехословацкий CZ 514. Прибегали к подобной операции нечасто – у Иж Планета Спорт 350 технические характеристики и так неплохи, а подобный тюнинг резко снижал ресурс двигателя. Сейчас в тюнинге смысла нет вообще, так как ценятся восстановленные до оригинального состояния мотоциклы, а не замученные "колхозным тюнингом" экземпляры.

Модификации мотоцикла

Иж ПС Кросс

Существовала лишь одна основная заводская модификация Иж Спорт, на основе которой было сделано несколько специфических подвидов мотоцикла – для кроссовых заездов, для долгих поездок по пересечённой местности и для гонок по льду. Первую в народе называют Иж ПС Кросс, хотя правильное название – Иж К-15. Эндуро-версия носит название Иж М-15. И ту, и ту сейчас очень сложно найти в продаже в достойном состоянии.

А вот существование Иж Планета Спорт 500 кубов – всего лишь распространённый миф. В народе часто ходят байки о том, что на заводе ИжМаш выпускалась 500-кубовая лимитированная версия, но это не соответствует истине. Гаражные умельцы иногда растачивали двигатель для увеличения объёма, устанавливая поршни от CZ, но и в этом случае объём до 500 см³ не дотягивал, так как слишком тонкие стенки цилиндра не давали возможности для подобной расточки. К области мифов относится и существование "возрождённого" Иж Планета Спорт 2 с 650 см³ двигателем Rotax от BMW. Эта "утка" с поддельными фото в своё время всполошила интернет, но, как оказалось, это была лишь чья-то шутка.

Плюсы и минусы

Достоинства и недостатки инновационной техники всегда отличаются яркостью. Не миновала эта участь и модель ПС, которая всегда была дорогой и недешёвой в содержании.

Преимущества

  • Отличная разгонная динамика.
  • Солидный запас хода, до 300-350 км при спокойной езде по шоссе.
  • Высокий для 2-тактного двигателя ресурс.
  • Отменная надёжность – редкое качество для советской мототехники.

приборная панель иж спорт

Недостатки

  • Слабые барабанные тормоза.
  • Сложность с поиском запчастей и расходников в наше время, а также их высокая стоимость.
  • Трудно найти экземпляр в хорошем состоянии и без "колхозного" тюнинга.

Отзывы владельцев

В детстве катался на ПСе по деревне, тогда и не знал, что это такое вообще. Пацаны завидовали, у всех Мински с Восходами были)) Только потом уже понял, что это за аппарат такой, но поздно было, батя продал кому-то за бесценок... А жаль, воспоминания самые тёплые остались. Дмитрий, Братск.

Владел коллекционным экземпляром, сам восстанавливал из хлама в конце 90-х, труда положил немерено, по времени года три ушло. Продал, потому что деньги позарез нужны были, хотя сердце кровью обливалось. Может, оно и к лучшему было, запчасти уже тогда искать надо было днем с огнем, а сейчас, поди, вообще не найти ничего. Анатолий, Краснодар.

В 80-е годы участвовал в любительских соревнованиях, потом, когда всё загнулось, и сам катался, мот был ПС Кросс, по старой ДОСААФовской трассе шёл, как танк! Именно от него у меня любовь к кроссачам на эндуро, уже 40 лет езжу, сам тренером в детском мотоклубе работаю. Мотоцикл на века, у Иж планета Спорт 350 технические характеристики были такие, что всяким Явам с Чезетами и не снилось. Антон, Минск.

Оранжевый иж планета спорт 350

Часто задаваемые вопросы

  • Сколько кубов у него на самом деле? 350? Нет, 340. Всё, что больше – либо следствие расточки цилиндра, либо просто враньё.
  • На него подходят запчасти от других Ижаков? За редким исключением, нет. На профильных форумах владельцев мототехники от завода ИжМаш можно найти больше подробностей.
  • Есть ли смысл покупать убитый экземпляр и восстанавливать до оригинала? Если есть время и деньги – почему бы и нет? Но задача это непростая.

Похожие модели

  • ČZ 350 model 472. Популярный байк, выпускавшийся с 1976 по 1993 год.
  • Jawa 350 разных модификаций. За исключением тех, что производились в конце XX и начале XXI столетий.

Видео тест драйв

Вывод

В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.


Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя: 32 л. с. при 6700 об. мин Л.с.
Рабочий объем: 340 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки
Количество цилиндров: 1
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч: 140 км/ч
Система охлаждения: Воздушное
Трансмиссия (коробка передач): Механическая 4-ступенчатая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод: Цепь
Рама: Стальная
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Колесная база: 1390 мм
Вес: 135 кг
Емкость топливного бака: 14 л.
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства: